МЕГАМАШИНЫ МЫШЛЕНИЯ (запись номер раз)

Аватар пользователя Михаил Сухарев

МЕГАМАШИНЫ МЫШЛЕНИЯ (запись номер раз)

Человеческое общество с когнитивной точки зрения представляет собой мегамашину мышления.

Почему "мегамашину"? Потому что, в полном соответствии с Мамфордом, это огромная система из тысяч или миллионов людей и искусственных приспособлений, которая решает задачи, неразрешимиые никаким из элементов по отдельности (то есть, является холической системой, по Смэтсу). Можно уточнить, что общество вообще - это нечеткая полисистема ("Полисистема - смешанная и упорядоченная совокупность систем, которые взаимодействуют, чтоб вызвать постоянный, динамический процесс развития в Полисистеме в целом" Itamar Even-Zohar, Papers in culture research ), в которой взаимодействуют государство, религия, наука, каста судейских, военные и так далее - огромное количество подсистем, какждая из которых достаточно большая сама по себе и имеет свою когнитивную часть.

Почему "когнитивную"?  Потому что вынуждено познавать, то есть - строить модели окружающего мира (включая модели других сообществ и даже модель самого себя), причем модели динамические, способные предсказывать изменения всего окружающего, а не просто фотографии.

Мы привыкли думать, что мы думаем сами, независимо от остальных. Но! Вот, к примеру, пытаюсь я предугадать инфляцию в России до конца этого, 2015 года. Я оперирую понятиями "инфляция", "Россия", "год" и так далее.

Но не я придумал эти понятия. Хотя я ими оперирую, я их взял на огромном складе русского языка. Я при этом могу пытаться понять (значит - создать динамическую модель явления, но не отдельно стоящую, а вписанную в остальной мир), что будет с ценами на нефть.

Что такое "нефть"? Да я ее и не видел никогда, разве что по телевизору. Но я знаю о ее существовании от других людей, знаю о ценах на нее, о сланцевой нефти в США и даже о сравнительных ценах на сланцевую нефть разных месторождений в США, на шельфе Северного моря, кривой Хабберта... истощении месторождений, разведанных во времена СССР в Сибири…

Что ОПЕК заявляет, что эти цены их устраивают, и они не будут снижать добычу. И устраивают ОПЕК цены как раз потому, что делают нерентабельной добычу нефти на значительной части месторождений в США (где себестоимость около 80 долл. за баррель) и на северном шельфе России – значит, будут держать около 60.

Кроме того, знаю, что на протяжении многих лет курс российского рубля очень сильно связан с ценой на нефть.  Но сам я никогда не продавал и не покупал нефть… Откуда знаю? Другие пишут в Интернете, и даже графики за много лет можно скачать.

Откуда все эти знания? Только от других людей, общее число которых, задействованных во всем мире, только в этом примере превышает тысячи. Можно напомнить, что получены эти знания благодаря умению читать, чему научили меня другие люди. Которые тоже не сами придумали письмо…

То есть, незаметно для самих участников, в процессах познания работают огромные системы, состоящие из множества людей, связанных различными коммуникациями – словами, текстами, телевизионными передачами.

Но это еще не все. Как можно было бы рассуждать о инфляции и ценах на нефть, если не иметь в голове общую картину мира, Земного шара, где Россия, США, Арабские эмираты… Откуда все это мне известно? Опять же, от тысяч и тысяч людей, которые совершали кругосветные путешествия, рисовали карты, изобретали компас и паровой двигатель.

Попробуйте сравнить все это с картиной мира в голове какой-нибудь собаки. Она знает только то, что видела. Ей никак и ничего не объяснить об Америке, разве что отвезти туда и угостить хот-догом. Вот для нее Америка и будет «местом, которое далеко и где есть хот-доги».

Теперь пару слов о науке. Наука – это одна из больших и хорошо организованных подсистем полисистемы культуры. Она сама внутри делится на меньшие подсистемы – научные дисциплины. Такие, как физика, химия, математика, биология, экономика и так далее. Часто происходят «интервенции» наук друг в друга. Например, вторжение физики и химии в биологию, которое позволило исследовать устройство клеток и передачу сигналов в нервной системе.

Посмотрим, как работает наука. Сегодня все знают, что есть «атомы», из которых состоит все на свете. Откуда берется это знание? Ведь атомы не видны глазу, не ощущаются другими органами чувств.

Две с половиной тысячи лет назад идею атомов распространяли и обосновывали Левкипп и Демокрит, хотя и они, возможно, восприняли эту идею от египтян. Они основывались на наблюдениях и умозаключениях, например, что ткани становятся влажными на берегу моря – значит, мельчайшие частицы воды (атомы) через воздух перелетают из моря в ткань. По Демокриту, различные вещества образуются в результате сцепления различных атомов в различных комбинациях.

Аристотель был против идеи атомизма, он был сторонником непрерывности и бесконечной делимости материи. Более тысячи лет авторитет Аристотеля тормозил размышления об атомах.

Затем традицию атомизма продолжили Галилей, Ньютон, Бойль, Лейбниц, Менделеев… Развитие химии и открытие химических элементов очень сильно способствовало развитию атомистических представлений. В этом процессе на протяжении сотен лет участвовали тысячи человек, накапливая информацию о разложении веществ на элементы и результатах соединения разных элементов.

Девятнадцать элементов были открыты в XVIII веке, еще пятьдесят в XIX - м, и еще тридцать один в XX. Элементы продолжают открывать (синтезировать) и сейчас, в XXI веке.

Но окончательная ясность в атомизме образовалась только в XX веке, после возникновения атомной физики, открытия радиоактивности, создания модели атома Томсона (1904 г.) и модели атома Резерфорда (1911 г.).

Даже этот очень неполный и поверхностный обзор показывает, какое огромное количество людей и за какие периоды времени создают знание. При этом использовалось огромное количество разнообразных артефактов (искусственных вещей), начиная от тиглей и пробирок и кончая книгами, научными журналами и карандашами.

Да, без ручки или карандаша науку делать было бы сложно, как и автомобиль без винтиков.