Коллективный характер мышления

Аватар пользователя Михаил Сухарев

Коллективный характер мышления

Михаил Сухарев 

Один из старейших предрассудков человечества состоит в убеждении, что мыслящим существом является человек. Вероятно, одна из причин столь долгого существования столь нелепого заблуждения состоит в том, что научное мышление, победоносно распространившееся по всему миру, было создано в Европе, и берет начало в крайне индивидуалистичном (по понятиям того времени) мире Средиземноморья.

В то же время, нетрудно заметить, что одним из важнейших признаков мышления является владение языком, который никак не является собственностью отдельно взятого человека. Да, отдельный человек владеет языком, но не создает его. Очень немногим людям удается внести одно или несколько слов в язык, остальные только пользуются тем, что предоставило им общество.

Далее, в своем мышлении человек пользуется понятиями. Понятия – это основа языка, и через язык человек получает понятия от общества. Из простейших, «организменных» понятий строятся более сложные, абстрактные. От понятий «тепло»и «холод», которые ребенок усваивает, слыша слова взрослых и связывая их со своими ощущениями, он переходит к понятию «температура». Но смог бы каждый человек додуматься до понятия «температура»? Один на десять миллионов. Так же переходят от «тяжелое» и «легкое» к понятиям «вес» и «масса».

А мы оперируем тысячами понятий. Которые создали тысячи людей за тысячи лет. Наше мышление было бы абсолютно невозможным без владения и умения оперировать этими понятиями. Но опять же – это не наш личный багаж. Это все дано нам на время той цивилизацией, в которой мы живем.

Еще одно доказательство социальности мышления – эволюционное. Основными  возможностями отдельно взятого человека обладают так называемые «высшие животные» - то есть, теплокровные позвоночные млекопитающие. Они способны распознавать сложные образы, обучаться, находить выход из сложных ситуаций.

Когда эволюция материальных систем достигает определенного предела сложности, она начинает строить следующий структурный уровень. Из атомов создаются молекулы, из молекул – клетки. Когда одноклеточные достигают пределов развития, возникают многоклеточные организмы. С каждым таким переходом возникают принципиально новые свойства, которых не было на предшествующем структурном уровне. Например, химические свойства молекул.

Естественным продолжением биологической эволюции было создание системы из живых существ – общества. Важнейшим средством объединения отдельных индивидов в систему является язык. Язык и распределенная между людьми память является средством сохранения тех открытий, которые делаются отдельными людьми. Кто-то придумал колесо, кто-то – счет, и они становятся всеобщим достоянием. Мышление свойственно  именно системе, созданной из людей (обществу), а не отдельно взятому человеку. Отдельный человек не способен создать мышление, что доказывается случаями мауглизма.

С помощью языка люди могут передавать понятия другим людям, могут учить их строить мысленные модели из этих понятий. На способности строить модели желательного будущего, используя понятия и законы взаимодействия между ними, основании планирование и управление.

Коммуникации между людьми играют принципиальную роль в том, как работает эта система, в уровне когнитивных способностей общества. Не полностью осознано, какую роль в способности общества к мышлению (открытию закономерностей, проектированию и т.д.) играет письменность. Но без письменности, без способности фиксировать информацию на внешних носителях, была бы невозможна наука.

Письменность дала возможность собирать и анализировать сведения, полученные сотнями исследователей в разных точках Земли. Если бы не сообщения о находках натуралистов со всех континентов Земли, которые описывали существующих и ископаемых животных, невозможно было бы открыть эволюцию видов. Если бы не работа тысяч экспериментаторов (которые записывали результаты в свои лабораторные журналы)  и теоретиков по всему миру, невозможно было бы создать целостную физическую картину мира.

В настоящее время на наших глазах происходит следующая революция, по масштабам близкая к революции письменности. Это цифровая революция, которая во-первых, изменяет системы коммуникации между людьми и способы хранения информации, и во-вторых, делает внешнюю информацию активной. Но эта революция будет намного быстрее, она займет не века, а только десятилетия.

Знаки на бумаге не могут сами двигаться, они только хранят информацию. Все движение письменной информации осуществлялось людьми. Цифровая информация способна двигаться сама. За счет существования процессоров, возможен поиск информации без участия людей, создание динамических моделей, распознавание изображений и так далее. Все это ведет к тому, что когнитивные системы во все большей степени становятся человеко-машинными.

Скорость развития стран – это определяющий фактор международного соперничества в XX и тем более, в XXI веке. Но скорость развития прямо связана с когнитивными способностями данной страны. Когнитивные способности стран, в свою очередь, определяются конструкцией когнитивных систем, имеющихся в этих странах. В то же время, кто занимается научным проектированием научных коллективов? Смешно, но никто. Неужели это невозможно, неужели нет теории, данных? Но они есть, есть социология науки, наукометрия, теория организаций и так далее. Но наука почему-то опасается применить научные методы к самой себе.

Учитывая жизненную важность обеспечить высокую скорость развития в XXI веке, такое положение не может далее сохраняться. Необходимо срочно уделить внимание разработке и применению теории человекомашинных когнитивных систем.